Классификация элементов механизма совершения преступлений, связанных с пластиковыми карточками
Дата: 20.04.2005Источник: www.crime-research.ru
Автор: Наталья Ахтырская
Преступление как элемент, часть предмета криминалистической науки считается той областью объективной действительности, познание которой является фундаментом для всей системы криминалистики. Можно без преувеличения сказать, что изучение преступления, способов его совершения и сокрытия, обстоятельств, благоприятствующих или препятствующих его совершению, было тем необходимым условием, которое сделало возможным разработку средств и методов борьбы с преступностью.
Как правильно отмечает М.К.Каминский, «преступление, взятое в собственно криминалистическом плане, выступает не только как юридический факт, но и как предметная деятельность человека»[1]. Преступление привлекает внимание криминалистов именно как противоправная деятельность, как определенный акт человеческого поведения. В.В.Клочков и В.А.Образцов прямо указывают, что «преступление как объект научного и практического познания представляет собой специфическую разновидность человеческой деятельности – процесс взаимодействия преступника и окружающей его среды, порождающий их изменения, которые имеют значение для истины по уголовному делу»[2].
Противоправную деятельность изучает ряд наук, преимущественно наук уголовно- правового цикла. Учитывая данные этих наук, а главным образом, уголовно-правовую и криминологическую характеристики преступления, криминалистика акцентирует свое внимание на функциональной стороне противоправной деятельности, на той системе отношений и действий, которые образуют то, что нередко называют механизмом преступления.
Понятие механизма преступления в литературе еще не устоялось. А.Н.Васильев под механизмом преступления понимал «процесс совершения преступления, в том числе его способ и все действия преступника, сопровождающиеся образованием следов материальных и нематериальных, могущих быть использованными для раскрытия и расследования преступления»[3]. По В.А.Образцову, механизм преступления определялся в более абстрактной форме, как «реализуемая в определенных условиях, выражении, направленности и последовательности динамическая система противоправных поведенческих актов и обусловленных ими явлений, имеющих криминалистическое значение»[4].
Обстоятельное исследование проблематики механизма преступления осуществлено А.М.Кустовым[5]. Он не только проследил истоки и тенденции развития криминалистического учения о механизме преступления, но и выяснил соотношение механизма преступления с некоторыми научными критериями криминалистики, показал, каковы особенности механизма преступления в системе деятельности преступного сообщества и как отражаются в этом механизме действия различных участников преступного события. А.М.Кустов выявил закономерности возникновения, сохранения и уничтожения информации о механизме преступления, разработал рекомендации по моделированию механизма преступления и использования подобных моделей при расследовании.
Под механизмом преступления А.М.Кустов понимает «систему процессов взаимодействия участников преступления, как прямых, так и косвенных, между собой и материальной средой, сопряженных с использованием соответствующих орудий, средств и иных отдельных элементов обстановки[6]. Это определение весьма напоминает определение способа преступления, и чтобы заранее предупредить возможные возражения вероятных оппонентов, автор предложил считать учение о способе преступления составной частью учения о механизме преступления. Способ преступления в его практической реализации действительно может рассматриваться как элемент механизма преступления, но это, как нам кажется, не служит основанием для объединения указанных частных криминалистических теорий, поскольку он выступает лишь как общий объект исследования.
Мы понимаем механизм преступления как сложную динамическую систему, состоящую не только из поведенческих актов и обусловленных ими явлений. С точки зрения Р.С.Белкина, элементами этой системы выступают:
- субъект преступления;
- отношение субъекта преступления к своим действиям, их последствиям, к соучастникам;
- предмет посягательства;
- способ преступления как система детерминированных действий;
- преступный результат;
- место, время и другие обстоятельства, относящиеся к обстановке преступления;
- обстоятельства, способствующие или препятствующие совершению преступления;
- поведения и действия лиц, оказавшихся случайными участниками (активными и пассивными) события;
- связи и отношения между действиями (способом преступления) и преступным результатом, между участниками события, между действиями и обстановкой, субъектом преступления и предметом посягательства.
Как видно из изложенного, механизм преступления – понятие более широкое, нежели состав преступления, который, как известно, характеризуется четырьмя элементами.
Как всякая система механизм преступления формируется и функционирует под воздействием определенных закономерностей. Далеко не все они могут быть отнесены к предмету криминалистики. Скажем, закономерности формирования преступного замысла, преступного поведения – это предмет криминологии, закономерности поведения и действий лиц, оказавшихся участниками события, - область психологической науки. К предмету криминалистики должны относиться закономерности:
1) возникновения и развития связей и отношений внутри механизма преступления;
2) формирования и реализации способа преступления;
3) возникновения и течения «… связанных с преступлениями явлений до и после криминального порядка, имеющих значение для следственной, судебной, оперативно-розыскной и экспертной практики»[7].
Рассмотрим сказанное на примере мошенничества с пластиковыми карточками.
Рост рынка пластиковых карт международных платежных систем происходит в Украине лавинообразными темпами. По темпам роста объемов эмиссии платежных карт мы уже обогнали, к примеру, Россию, у которой совсем недавно сами учились работать с карточками.
Всего в стране сейчас насчитывается около 2049 банкоматов, более 14 тыс. платежных терминалов, почти 30 тыс. импринтеров. По данным Нацбанка на 1 июля, общее количество карточек ,эмитированных украинскими банками, составило 4,2 млн., из которых 3 млн. – международные, остальные – локальные. Прирост карточек международных систем сейчас составляет около 200 тыс. штук в месяц.
Международные карточки в настоящее время выпускают около 40 отечественных банков, несмотря на ужесточение конкуренции на карточном рынке, идеологию развития все еще определяют его лидеры. Отличие от ситуации по сравнению с прошдым годом состоит в том, что сегодня, благодаря активной пропагандистской кампании лидеров рынка и положительному опыту внедрения карточных продуктов, на рынке формируется спрос на пластиковые карты. Лидерами на рынке пластиковых карт международных систем являются Приватбанк, «Аваль» и ПУМБ.
Украина вышла на первое место в Центральной и Восточной Европе по темпам эмиссии карт Visa. На сегодня это примерно 30% всего отечественного пластикового рынка. Увеличение количества карточек приводит к росту оборотов. Годовой оборот только по эмитированным в Украине карточкам Visa увеличился вдвое и составил 794,8 млн. долл., а количество транзакций достигло 16,2 млн.
Вместе с тем банкиры предпочитают умалчивать о том, что большинство собственников «электронных кошельков» получили их вовсе не по своей воле. А ведь львиная доля пластика выпущена в рамках зарплатных проектов.
По прогнозам аналитиков Europa International, рынок карт, интенсивно развивающийся благодаря зарплатным проектам на крупных предприятиях, замедлится. Причина – насыщение этого емкого, но, отнюдь, не безграничного сегмента. По оценкам отечественных финансистов, на сегодняшний день зарплатными программами охвачены лишь 10-15% работающего населения. То есть запас роста еще достаточно велик.
Около 30% карт можно отнести на счет выбывших клиентов или на случаи, когда банк перевыпускает карты, а ведь приведенная статистика этого не учитывает. Средний размер транзакции находится на уровне 3-4 долларов на одного держателя карты. Не очень охотно рассчитываются при помощи карточек в отечественных торговых точках.
По данным компании Europay, рост рынка происходит главным образом за счет дебетных карт, доля которых на отечественном рынке составляет около 80%.Однако сегодня банки лидеры не ставят задачу количественного роста, упор делается на количество карт и услуг по ним. Банки, желающие сохранить либо завоевать лидерство на карточном рынке, всерьез занялись увеличением доли кредитных карт.
За последние полгода претерпела изменения и политика банков в сфере развития эквайринговых сетей. Банки практически перестали расширять сеть POS-терминалов и импринтеров и даже снимают терминалы с точек, где они активно не используются.
Причин, по которым торговые предприятия с большой неохотой принимают карты в оплату своих товаров, предостаточно. Во-первых, размер комиссии, взимаемой банком (около 3% суммы операции). Во-вторых, срок зачисления средств на счет предприятия (3-4 дня). В-третьих, необходимость показывать официальные обороты по текущему счету предприятия. Иногда могут возникать как технические проблемы (плохое качество линий связи, отказы оборудования), так и проблемы, связанные с мошенничеством. Кроме того, расширение сети терминалов стало очень выгодно и банкам. Ведь в условиях жесткой конкуренции они уже не берут плату за предоставление терминала, а пользователи все еще очень редко используют карты для оплаты товаров и услуг. Если за границей в торговых точках пластиковыми карточками расплачивается примерно 70% покупателей, то в Украине этот процент пока мал.
Наряду с этим...
Добавить комментарий |
Всего 0 комментариев |