Возможности использования автоматизированных информационных систем специального назначения в борьбе с компьютерными преступлениями
Дата: 22.11.2004Источник: www.crime-research.ru
Автор: Виталий Вехов
... физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ и МВД России. Однако на основании Указа Президента России от 01.09.1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» все оперативно-технические мероприятия в каналах электросвязи и Интернет для нужд МВД России проводят сотрудники ФСБ России. В этих целях в крупных городах созданы специальные объекты связи и информатизации – Единые центральные контрольные пункты, которые одновременно являются пунктами управления (ПУ) СОРМ (п. 6 Указа).
В соответствии со статьей 64 «Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении следственных действий» Закона Российской Федерации от 7.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», операторы связи обязаны:
1. Предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
2. Обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
3. Приостанавливать оказания услуг связи юридическим и физическим лицам на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Возобновление оказания услуг связи производится только на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа ОРД, принявшего решение о приостановлении оказания услуг связи.
4. При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Рассматривая возможности использования СОРМ в борьбе с компьютерными преступлениями и кибертерроризмом, нельзя не отметить, что эта система в автоматическом режиме обеспечивает возможность записи и контроля содержания сведений, передаваемых и принимаемых всеми пользователями (абонентами) в процессе оказания любых услуг электросвязи, в том числе Интернет. Иными словами, с помощью СОРМ могут быть проконтролированы и записаны любые информативные излучения, передачи или приемы знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. При этом СОРМ позволяет не только фиксировать сведения о сообщениях и абонентах, отославших и принявших их, но и контролировать – производить отсев необходимых переговоров (сообщений) по различным техническим и лексическим параметрам (номеру телефона, IP-адресу, IMEI-идентификатору сотового радиотелефона, позывному (коду-идентификатору) пейджера, ключевым словам, фразам и др.). В этих целях используются различные спецификации аппаратно-программных комплексов СОРМ, адаптированных к соответствующим видам электросвязи (технологическим системам, каналам и средствам связи, форматам и стандартам сообщений).
С технической точки зрения СОРМ включает в себя:
1. Комплекс аппаратно-программных средств, размещающийся на узле (узлах) сети документальной электросвязи (у оператора электросвязи или провайдера Интернет).
2. Комплекс аппаратно-программных средств, размещающийся на удаленном Центральном контрольном пункте – пункте управления СОРМ.
3. Канал (каналы) передачи данных, обеспечивающий(-е) связь между первыми двумя комплексами в защищенном режиме.
Для обеспечения организационно-технического взаимодействия операторов (провайдеров) электросвязи (Интернет) с соответствующими службами и подразделениями ФСБ России по обеспечению функционирования и дальнейшего развития СОРМ в разные годы были приняты соответствующие ведомственные и межведомственные нормативные акты, которые отвечают основным положениям Конституции и действующему законодательству России.
Помимо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых субъектами ОРД в каналах электросвязи, СОРМ обеспечивает производство такого следственного действия как «Контроль и запись переговоров» (ст.186 УПК РФ), которое заключается в прослушивании и записи переговоров путем использования любых средств коммуникации, а также осмотре и прослушивании фонограмм (п.14.1 ст.5 УПК РФ). Поскольку это следственное действие связано с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ч.2 ст.23 Конституции РФ), уголовно-процессуальный закон разрешает его производство только при расследовании уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. При этом в УПК РФ конкретно указаны только два основания, дающие следователю право на проведение контроля и записи переговоров:
1) при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела (ч.1 ст.186);
2) при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, а также близких лиц (ч.2 ст.186).
В первом случае рассматриваемое следственное действие проводится на основании судебного решения (ст.165 УПК РФ), во втором – по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц, а при его отсутствии – на основании судебного решения.
Порядок инициирования такого судебного решения подробно регламентирован действующим УПК РФ и состоит в следующем:
1. Следователь выносит «Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров» установленной формы (приложение № 89 к УПК РФ).
2. В данном процессуальном документе следователем указываются:
- место и дата составления данного документа;
- наименование органа предварительного следствия, классный чин или звание, фамилия и инициалы следователя;
- номер уголовного дела, при производстве которого необходимо проведение контроля и записи переговоров;
- основания, по которым производится данное следственное действие;
- наименование суда, перед которым возбуждается ходатайство о производстве контроля и записи переговоров;
- фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
- срок осуществления контроля и записи (в месяцах, но не более шести);
- номера служебных и домашних телефонов и (или) уникальные коды идентификации абонента в сетях электросвязи (телефонной – проводной, спутниковой, сотовой радиотелефонной, транкинговой радиосвязи; персонального радиовызова общего пользования (пейджинговой); компьютерной, например, Интернет или Спринт-Теленет; телеграфной; факсимильной; телетайпной и других), по которым должны осуществляться контроль и запись переговоров (сообщений);
- название видов сообщений, которые подлежат контролю и записи (звуковые, текстовые, графические, фотографические, видеорядные, электронные, например, пейджинговые и SMS-сообщения, «электронные письма»);
- наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров (сообщений).
3. Следователь получает письменное согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров, которое фиксируется в верхнем правом углу рассматриваемого документа.
4. Оформленное надлежащим образом Постановление направляется следователем для исполнения в соответствующий орган дознания.
Аналоги российской АИС СН «СОРМ» существуют во всем мире и внедряются в эксплуатацию уже достаточно долгое время ведущими мировыми державами. Предъявляемые к таким системам требования различны. Они формируются соответствующими государственными органами, исходя из особенностей национального законодательства. Конструктивные и тактико-технические различия этих систем обусловлены не только их приложениями, но и используемой архитектурой построения, средой доставки информационного сигнала и способом построения общей модели взаимодействия компонентов системы.
Например, американский «ЭШЕЛОН» («Echelon») действует в масштабах пяти государств: США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании. Это достигается тем, что он управляет национальными системами оперативно-розыскных мероприятий данных государств через коммуникационное оборудование, установленное на спутниках связи. Обслуживанием национальных систем занимаются соответственно:
1) в США – Агентство национальной безопасности (National Security Agency – NSA), официальный сайт которого находится в компьютерной сети Интернет по адресу http://www.nsa.gov/;
2) в Канаде – Учреждение Безопасности Коммуникаций (Communications Security Establishment – CSE), официальный сайт которого представлен в Интернет на http://www.sirc-csars.gc.ca/;
3) в Австралии – Управление Защитой Сигналов (Defense Signals Directorate – DSD), имеющее свой официальный сайт в сети Интернет, расположенный по адресу http://www.dsd.gov.au/;
4) в Новой Зеландии – Правительственное Бюро Безопасности Коммуникаций (Government Communications Security Bureau – GCSB), сайт которого представлен на электронной странице http://www.gcsb.govt.nz/;
5) в Великобритании – Штаб Правительственных Коммуникаций (Government...
Добавить комментарий |
Всего 0 комментариев |