Центр исследования компьютерной преступности

home контакты

Что будет дальше с финансовым рынком?

Дата: 04.02.2009
Источник: For-ua.com
Автор: Елена Слезко, к.э.н.


card/manimani.jpg 25-27 февраля 2009 года в Киеве состоится 3-й Форум «Украина-Европа», соорганизатором с украинской стороны которого выступает Международная благотворительная организация «Гуманитарный фонд «Единый мир». Главная тема этого годового форума - экономизация отношений Украины и стран Европы.

Одной из характерных черт современного мирового хозяйства является возрастание роли международных организаций и региональных экономических объединений. Поэтому Украина должна научиться четко формулировать свои экономические интересы и активно использовать для их продвижения международные и региональные экономические структуры и механизмы. В настоящий момент перед Украиной стоит вопрос определения ключевых интересов и оптимальных механизмов их защиты при проведении переговоров о создании расширенной зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

Международный финансовый рынок является глобальной структурой, все элементы которой (национальные рынки капитала) тесно взаимосвязаны между собой. Дальнейшая интеграция Украины в мировое сообщество неминуемо приводит к интеграции национального фондового рынка в процессы, происходящие на международном рынке капитала. Такая взаимосвязь имеет как ряд преимуществ для отечественной экономики, так и ряд недостатков, потенциально сдерживающих экономический рост Украины. С одной стороны, для отечественных компаний существенно расширяются возможности для финансирования своей деятельности путем привлечения средств на мировом рынке капитала, но, с другой стороны, украинский фондовый рынок остается низколиквидным, рисковым и слишком зависимым от иностранного капитала.

При условиях глобализации влияние внешних факторов на украинскую экономику и финансовую систему может быть достаточно значительным, что ставит по-новому вопрос об эффективности национальной монетарной политики. Однако, как показывает международный опыт, центральные банки и в условиях глобализации могут достаточно действенно влиять на процентные ставки, обменный курс и рост денежных агрегатов, и на экономику в целом, несмотря на все большую интеграцию национальных экономик в мировые финансовые и торговые потоки. Значительную роль в замедлении инфляционных процессов во всем мире за последние годы сыграло увеличение доверия к центральным банкам и их большая ориентация на достижение ценовой стабильности, а не исторически низкие цены на сырье или выход на мировой рынок труда значительного количества дешевой квалифицированной рабочей силы.

Свободная мировая торговля является одним из наиболее выгодных аспектов экономической интеграции. Финансовая открытость и увеличение международных финансовых потоков влияют на мировую финансовую ситуацию в целом. Страны еврозоны не в состоянии снижать риски негативных событий в отдельной стране (например, снижение выхода продукции из-за стихийного бедствия) с помощью инструментов кредитно-денежной политики.

Все страны-члены ЕС, по подсчетам ученых, выигрывают от финансовой интеграции.

При отсутствии механизмов, позволяющих диверсифицировать экономические шоки, страны могут быть подвергнуты неустойчивым экономикам отдельных государств и экономики ЕС в целом. Оценивая выгоды от финансовой интеграции от международного распределения рисков между странами ЕС можно говорить, что десять новых членов ЕС имеют в целом более высокий и сменный средний темп роста ВВП на душу населения (4,2 % ежегодно) в разрез со странами ЕС-15 (2,5 % ежегодно). Уровень колебаний роста производства у новых стран в три раза выше, чем в ЕС-15. Распределение рисков по доходам позволяет сделать выводы, насколько эффективно страна использует мировые фондовые рынки для обеспечения стабильности национального дохода в случае производственных шоков и обнаружить степень ее интеграции в эти рынки. В среднем у новых членов ЕС показатель распределения рисков по доходам более высок, чем в ЕС-15 - 26% и 9 % ( для новых членов). 100%-е полное распределение рисков.

Однако это не означает, что новые члены ЕС более открыты для движения капитала. Они, в основном, распределяют риски в рамках ЕС, в то же время страны ЕС-15 распределяют риски за пределами Евросоюза, а именно - путем инвестирования в Северной Америке и Азии.

Распределение рисков по доходам дает свой вклад в распределение рисков по потреблению. В среднем в ЕС-15 высший показатель распределения рисков по потреблению (47%), чем у новых членов ЕС (15%). В основном выравнивание потребления в рамках ЕС-15 достигается за счет международных денежных переводов, бюджетных расходов, а также корпоративных и частных сбережений.

Для количественного исследования потенциальной выгоды от распределения рисков оценивается увеличение уровня благосостояния в результате распределения рисков как стабильный рост потребления отдельного человека при достижении страной общего распределения рисков. Оценивается совокупное потенциальное увеличение благосостояния в результате перехода к общему распределению рисков (рассчитано по данным ВВП на душу населения). В условиях экономической закрытости страна потребляет только свой ВВП, а при общем распределении рисков – часть общего ВВП группы стран. По уровню распределения ни одна из рассмотренных стран не может быть финансово закрытой. Поэтому оцениваются и неиспользованные выгоды от распределения рисков при переходе страны от существующего уровня потребления к уровню потребления при общем распределении рисков.

Теоретически страны с высокими колебаниями уровня производительности больше выигрывают от объединения индивидуальных рисков от производства, чем страны со стойким уровнем производства.

Также страна, которая находится в противоположной фазе производственного цикла по отношению к другим странам ЕС, может получить „компенсацию” за стабилизацию производства в группе.

Новые страны ЕС в среднем могут выигрывать от финансовой интеграции больше, чем страны ЕС-15. Для новых членов ЕС общий уровень увеличения благосостояния насчитывает до 5,2% (постоянный прирост на душу населения), а для ЕС-15 - до 1,2%. Выгоды увеличения благосостояния самые большие для небольших стран, таких как Литва, Эстония, Мальта, Чехия, Словакия. У новых членов ЕС средний показатель неиспользованных выгод в плане увеличения благосостояния также намного больше (6,6%), чем в ЕС-15 (0,9%). Это объясняется высокими колебаниями выпуска и затраты на потребление и иногда объясняется антицикличностью.

За эмпирическими результатами дальнейшая финансовая интеграция и продвижение членов ЕС к общему распределению рисков позволяет всем странам значительно увеличить уровень благосостояния.

Постоянство регионального дисбаланса спустя некоторое время указывает на недостаточную гибкость в большинстве регулятивных механизмов. Регуляция регионального дисбаланса может осуществляться через несколько каналов.

Потоки капитала в Центральной Европе и Балтии не способствуют уничтожению регионального дисбаланса. В частности, капитал, как правило, движется в быстро развивающиеся регионы, где высокий уровень человеческого капитала и где сконцентрирована экономическая деятельность.

Европейский валютный союз (ЕВС) продолжает расширяться. По мере того как валютные курсы становятся привязанными к евро, разница в уровнях инфляции приобретает большое значение как коррегирующий механизм, когда экономики стран растут с разной скоростью. Разница в уровнях инфляции, возникающая в результате асимметричных экономических шоков в разных регионах, не является предметом озабоченности Центральных банков. Более сложная для монетарных властей ситуация возникает, когда стойкая разница в уровнях инфляции связана с негибкостью рынков труда и товаров, что может привести к большим расходам для экономики, потере общественной поддержки евро и снижению его внешней стоимости.

Чтобы этого избежать, у новых членов ЕС должны быть достаточно гибкие рынки труда и товаров, чтобы мягко и стабильно интегрироваться в зону евро. Разброс показателей инфляции в ЕВС близок к значениям в других валютных союзах. Однако для ЕС-25 (все члены ЕС, кроме Великобритании и Дании) средний уровень разброса показателей инфляции значительно выше. Это результат реальной и номинальной экономической интеграции новых членов Европейского союза в ЕВС. Учитывая текущий номинальный уровень цен в странах - новых членах ЕС - и скорость их интеграции, можно сделать вывод, что для большинства этих стран понадобится несколько десятилетий для сближения уровня цен.

Европейскому центральному банку было бы проще проводить свою кредитно-денежную политику, если бы у большинства государств-членов организации инфляция находилась в пределах среднего значения. И наоборот, ситуация, когда в двух группах стран инфляция постоянно отклоняется от среднего уровня, может вызывать напряженность ЕВС в целом. Поскольку новые члены ЕС номинально и реально далеки от полного сближения уровня цен, существует риск, что в расширенном валютном союзе появятся две группы стран с разными темпами роста инфляции и с необходимостью проведения разной валютной политики по отношению к ним.

ЕВС расширил зону валютной стабильности в Европе. Возможно, одним из факторов, обеспечившим успех ЕВС, был высокий уровень интеграции стран, создававших валютный союз. Чтобы и в дальнейшем ЕВС был эффективным, следует тщательным образом учитывать экономическую ситуацию в странах-кандидатах в Союз.

Разница в уровне инфляции влияет на номинальную и реальную корректировку, но может приводить к расходам: недостаточная гибкость экономики повышает риск хронического (стойкого, постоянного) разногласия уровней инфляции, что может вызывать повышение расходов на корректировку, осложнение кредитно-денежной политики и подрыв общественной поддержки евро. Следует учитывать значение экономической гибкости, чтобы обеспечить мягкую и эффективную интеграцию...

Добавить комментарий
Всего 0 комментариев


Copyright © 2001–2015 Computer Crime Research Center

CCRC logo
Главным направлением в деятельности Центра является широкое информирование общественности об основных проблемах и способах их решения, с которыми сталкивается общество в сфере противодействия компьютерной преступности.