Центр исследования компьютерной преступности

home контакты

"Anonymous" - кто это такие и зачем они хотят погубить нашу цивилизацию

Дата: 05.03.2012
Источник: Medved-magazine.ru
Автор: Наталья Гурова


etc/8892.jpgAnonymous опубликовали зашифрованный «компромат» на «Единую Россию». Был взломан сайт компании-производителя слезоточивого газа. Хакеры атаковали сайт биржи NASDAQ. Anonymous aka op_russia выложили компромат на российских чиновников. Хакеры писали письма от имени новозеландского министра. Взломали переписку по электронной почте 78 соратников Башара Асада. 31 марта интернет может быть отключен по всему миру.

Кибертеррористы – самые современные преступники. Выросли они из детской шалости, из любопытства. Американский студент Кевин Митник ради праздного интереса вторгся во внутреннюю сеть Пентагона еще в 1981 году. Это, пожалуй, самый известный хакер в современной истории, который неоднократно оказывался за решеткой благодаря успешным атакам на объекты «федерального значения».

Сегодня на место Митника пришли организованные группы хакеров. Самая известная из них – Anonymous. Они выступают за свободный интернет, против систем, корпораций и правительств. Вооружившись улыбающимися масками Гая Фокса и программным кодом, они с легкостью вмешиваются в ход мировой истории. Может, пока это громко сказано, но на локальном уровне они уже сумели доставить некоторым массу неудобств. Они поддержали арестованного Джулиана Ассанжа, взломав платежную систему PayPal, Mastercard, Visa, Amazon, сайты шведского правительства и прокуратуры. В России они прославились взломом сайта «Селигер-2009» и обнародованием в сети переписки пресс-секретаря движения «Наши» Кристины Потупчик и главы «Росмолодежи» Василия Якеменко. Они грозятся продолжать атаку на движение «Наши»: «Пока мы просто предупредили “нашистов”, если же они не поймут, то мы гарантируем им продолжение с далеко идущими последствиями».

В сети уже немало подтверждений тому, что взлом почты оппозиционера Навального, DDoS-атаки на «Коммерсантъ» и другие медиа – дело рук движения «Наши». Директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев потребовал возбудить уголовное дело против «нашистов». «Да, мы знали заранее про Потупчик, поскольку никто не имеет права притворяться членом Anonymous, пропагандируя при этом идеологию того или иного течения, уж тем более в угоду нынешнему строю, да еще и за деньги», – ответили Anonymous BBC.

Anonymous о движении «Наши»: «Еще раз напоминаем, что лучший способ остановить нас – это остановиться самим. Не врать – чтобы не беспокоиться, что ложь всплывет. Не брать взяток – чтобы не беспокоиться, что ваша коррупция станет достоянием гласности. Не нарушайте правил, и у вас не возникнет проблем».

И те и другие пользуются одним и тем же методом, чтобы замочить друг друга. Какими бы благими намерениями ни руководствовались Anonymous, они взламывают чужую переписку и предают ее огласке, хотя сами это преступлением не считают. Но они хотя бы признают свою причастность к этому, в то время как прокремлевские хакеры свою причастность к DDoS-атакам отрицают.

Директор Центра исследования компьютерной преступности Владимир Голубев говорит, что феномен кибертерроризма очень похож на обычный терроризм, только террористы используют не взрывчатку, а информационные технологии. Главная цель террористов – привлечь к себе как можно больше внимания.

По мнению представителя Пиратской партии России Александра Горника, преступление от терроризма в интернете отличить просто: «Преступность – это преступления против личности, к примеру с целью незаконной наживы. Терроризм – это тоже преступления, только направленные против общества. В этом смысле DDoS-атаки на Livejournal или “Коммерсантъ” можно считать цифровым терроризмом».

Термин «кибертерроризм» в середине 1980-х придумал Бэрри Коллин, старший научный сотрудник американского Института безопасности и разведки. Он определил его как использование высоких технологий для того, чтобы парализовать работу важнейших национальных инфраструктур, запугать правительства или гражданское население.

Причины появления цифрового терроризма, по мнению экспертов, те же, что и терроризма в реальной жизни (интернет лишь копирует реальность). Это реакция на действия правительства, которое при принятии решений учитывает мнение далеко не всех групп граждан – так думают одни. Другие считают, что цифровые террористы – это те же преступники из реальности, перекочевавшие в сеть.

Но если цель российских Anonymous не ограбить, а обличить, то кто они? И что такое атаки противоборствующего крыла киберпреступников, направленные против оппозиции? Они напоминают отряды китайских хунвейбинов. Может, это политическая борьба, перешедшая в киберпространство?

«Anonymous – это радикальное крыло протестного интернета. Если пиратские партии – это метод цивилизованного протеста, мы находимся исключительно в законном поле, то Anonymous – это возмущенные пользователи интернета, они действуют тайно и решительно. У нас с ними одинаковое отношение к авторским правам, но разное понимание приватности. Некоторые члены пиратских партий тоже предпочитают оставаться анонимными, мы это не запрещаем, – говорит Александр Горник. – Я думаю, чиновникам следует вести себя таким образом, чтобы взлом их почты не приводил к обнаружению массовых и грубейших нарушений закона. В частности, теперь мы знаем, кто заказывал DDoS-атаки на сайт “Коммерсанта”, и это, конечно, хорошо».

По словам Владимира Голубева, DDoS-атака сейчас используется во всем мире и стоит, по разным оценкам, от 200–300 долларов, если речь идет о сайте рядового пользователя. В зависимости от сложности цена возрастает. Так, атака на сайт ЦРУ обойдется в гораздо большую сумму. Чем выше политическая активность в государстве, тем чаще использование DDoS-атак. Это можно сказать и о сегодняшней России.

Эксперты по-разному оценивают опасность подобного рода хакерских атак. Генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский считает, что самое страшное то, что этим будут заниматься антигосударственные структуры различного толка, в том числе международные. Anonymous, хактивистов, он называет «народовольцами» интернет-эпохи: «Понятно, что это обычный студенческий максимализм. Но я очень боюсь, что эти юнцы-максималисты не просто найдут друг друга, а попадут под чужое влияние и станут добровольно работать на международные террористические организации. Сегодня они самозабвенно взламывают сайты Sony, Visa и прочих. Но рано или поздно они придут к тому, что нужно вообще валить целиком всю политическую и экономическую систему мира».

И потом, в современной истории порой не так-то просто разобраться, кто хороший, а кто плохой. Как в случае тех, против кого выступают хактивисты, так и в случае самих цифровых террористов. Все это порождает бурные дискуссии о том, стоит ли ограничивать интернет. И если да, то как?

«Я против того, когда спецслужбы ограничивают право пользования интернетом без документов. Но в разумных пределах государственное регулирование должно быть. Однако это зависит от правовых институтов. Если право декларируется, но на самом деле перекрывает интересы господствующего класса, о каком верховенстве права можно говорить?» – замечает Владимир Голубев.

Как и в любой среде, в интернете есть правила, меры и службы безопасности. Нужно повышать компьютерную грамотность, создавать стимулы для соблюдения правил, жестко регулировать отдельные случаи, считают в Пиратской партии России. Ажиотаж по поводу регулирования сети вызван обычными страхами перед чем-то сложным и новым, однако скоро все поймут, что забор нужно построить у вокзала, а остальные десять тысяч километров пути можно оставить как есть.

Кроме того, всем известно, что контроль над интернетом властей, например Китая и Казахстана, для умелых пользователей не помеха. На одно ограничение найдется сто активистов, готовых написать программу, обходящую запрет. Может, время властями уже упущено? Если лет пятнадцать назад контроль был еще возможен из-за малого проникновения www, то сейчас интернет есть практически в каждом доме. Забавно еще то, что и защитники систем, и нападающие на них, по сути, одни и те же хакеры, ковыряющиеся в компьютерах, но по разную сторону баррикад.

Между тем Anonymous уже нечто большее, чем просто сетевые террористы, они – культурное явление. На престижном американском фестивале независимого кино Sundance был представлен документальный фильм «We are Legion, the story of the Hacktivists», где некоторые члены этой группы показали свое реальное лицо. Режиссер картины Брайан Кнаппенбергер надеется, что ему удалось объяснить смысл поступков кибертеррористов.

Самые громкие террористические атаки в интернете

♦ Хакеров используют отдельные террористические группировки. Самые частые случаи зафиксированы в Израиле и Палестине, Индии и Пакистане. Израильские спецслужбы взламывают палестинские сайты, так же как и палестинцы атакуют сайты Израиля, например банковские порталы.

♦ Энергетический блэк-аут 2003 года в США: все восточное побережье страны осталось без электроэнергии. Виной тому вирус Blaster, который был настроен на заражение компьютеров ОС Windows.

♦ Электронная диверсия государственного масштаба. Червяк Stuxnet пробрался на завод по обогащению урана в Иране. Вирус попал в компьютеры закрытой сети, дошел до компьютерной системы, которая участвовала в процессах по обогащению плутония. Вирусу удалось изменить режим работы системы, вводя вращающиеся центрифуги в режим резонанса, следствием чего был бы ее быстрый износ.

♦ В 2007 году был взломан сайт правящей партии Эстонии, правительства страны и другие порталы государственного значения. В атаке участвовали хакеры со всего мира. Этот инцидент назвали первой...

Добавить комментарий
Всего 0 комментариев


Copyright © 2001–2012 Computer Crime Research Center

CCRC logo
Рассылка новостей


переезд офиса грузчики
вилла в Марбелье по договорной цене